- Интернет-магазин тканей Олматекс
- Наши новости
- Нанесение рисунка на жаккардовую плательную ткань
Нанесение рисунка на жаккардовую плательную ткань
Тематика рисунков плательных тканей и характер мотивов могут быть самыми разнообразными. Однако ведущей темой на протяжении всей истории развития узорного ткачества оставалась тема природы.
Природа - источник вдохновения художников всех эпох, все разнообразие растительного и животного мира, а также неживой природы встречается в качестве орнаментальных мотивов в рисунках плательных тканей. Сегодня представление человека о природных мотивах расширилось благодаря микроскопу, позволившему проникнуть в тайны природы и увидеть там такое разнообразие форм, которое не могла представить и самая смелая фантазия. Природные мотивы лежат в основе народного искусства, они же составляют основу геометрического орнамента.
В работе над эскизами жаккардовых плательных тканей художник может не ограничивать себя в выборе растительных форм. Не обязательно это должны быть изящные ветви и соцветия, пышные экзотические цветы и букеты. Большой орнаментальной выразительностью обладают травы, семена, плоды растений, мелкие цветы, скромную красоту которых нужно уметь увидеть. Единственное требование, которым необходимо руководствоваться при выборе растительных мотивов, - это соответствие масштаба мотива в рисунке, его графической или живописной разработки особенностям структуры жаккардовой ткани. Так, для шелковых тканей, выработанных из пряжи большой линейной плотности и имеющих блестящую поверхность, подходят линеарные рисунки: изящные травы, отдельные мелкие цветочные мотивы или букетики с тщательно прорисованным контуром или теневой разработкой деталей.
Для тканей с рельефной поверхностью или другой явно выраженной фактурой подходят растительные мотивы, которые не требуют детальной разработки внутри и очень выразительны при силуэтном решении, например блестящий рисунок на матовом фоне или объемный рисунок на гладком фоне. Это могут быть сплетающиеся ветви цветущих растений, стилизованные или в натуральном изображении, образующие на ткани непрерывный ажурный орнамент. Для оформления нарядных тканей художники используют крупные экзотические растения, пышные букеты, гирлянды из цветов или мелкие растительные формы, но в очень тщательной ювелирной разработке, имитирующей вышивку шелком, шитье золотыми или серебряными нитями. Но даже обыденные цветочные мотивы превращаются в шелковых тканях в фантастичные орнаменты. Ощущение нарядности можно усилить введением в рисунок дополнительных мотивов, например вьющихся между растениями лент, кружева или сложных геометрических форм.
Часто художники используют растительные мотивы, заимствованные из шелковых узорных тканей прошлых веков, но при новом композиционном строе и на современных структурах эти рисунки не выглядят историческими образцами, а, наоборот, подчеркивают остроту формы современного костюма.
Следует обратить внимание на одну особенность в использовании природных мотивов в рисунках жаккардовых тканей. Определенные по сравнению с печатными рисунками ограничения в цвете, в частности невозможность использования техники свободного живописного мазка, требуют сосредоточения внимания художника на предельно выразительном силуэтном решении рисунка, тщательной прорисовке деталей и тонкой тональной разработке внутри мотивов. В жаккардовых тканях любая неточность и небрежность рисунка, например непродуманно прерывающаяся контурная линия или случайные по форме пятна, выделенные переплетениями, снижают впечатление и в дорогих полотнах выглядят как брак.
В работе художника над эскизами тканей можно выделить три основных этапа:
- анализ и копирование образцов тканей, в рисунках которых использованы мотивы природы, с целью изучения способов разработки растительных мотивов различными ткацкими эффектами;
- работа по сбору творческого материала - зарисовки мотивов в различных техниках, передающих эффекты ткацких переплетений и разную структуру тканей;
- работа над эскизом ткани - создание орнаментального мотива, выбор композиционной схемы раппортного построения рисунка, разработка колористической гаммы.
Предварительная работа - очень важный этап в процессе создания рисунка, так как, выполняя натурные зарисовки, художник глубже изучает природу, каждый раз по-новому в соответствии с поставленной задачей воспринимает и оценивает ее красоту, пластику и ритм, изучает природные орнаменты растений и деревьев, раковин и минералов, отражающие внутреннее строение формы и ее текстуру. Зарисовки мотивов, выполненные различными материалами - карандашом, акварелью, тушью, а также в различных техниках - энкаустики, монотипии, коллажа и др. , дают ощущение фактуры поверхности. Каждый художник находит свою творческую манеру, свой почерк в передаче даже всем известных мотивов. Все это помогает ему по-своему взглянуть на структуру ткани, для которой он разрабатывает рисунок, представить в материале будущий эскиз. Таким образом, проектирование рисунков для жаккардовых тканей идет параллельно с проектированием фактуры, и именно природный материал является неисчерпаемым источником новых идей художника.
Важный этап в создании эскиза жаккардовой ткани - композиционное построение рисунка в раппорте. Композиционная схема должна соответствовать характеру орнаментального мотива, т. е. выявлять свойственное ему пластическое или ритмическое движение.
Природные мотивы, получившие в процессе трансформации и стилизации более или менее условную форму, при многократном повторении по заданной схеме превращаются в сложный и непрерывный орнамент, заполняющий всю плоскость ткани. Такой строй рисунка более характерен для тканей повседневного назначения, в рисунках же тканей для нарядного костюма, когда необходимо подчеркнуть значительность мотива и дать возможность внимательно рассмотреть его, художники используют простые композиционные схемы: повторение в шахматном порядке или по углам квадрата, повторение мотивов по полосе. Непременное требование к построению рисунков плательных тканей как для повседневной, так и нарядной одежды, - это расположение мотивов в различных поворотах, чтобы в рисунке не было направленности движения. Так, в простейшей схеме расположения мотивов в шахматном порядке один мотив должен быть направлен вверх, другой - вниз или один - вправо, другой - влево. Это требование обеспечивает экономный расход ткани при массовом пошиве одежды.
Геометрические мотивы в рисунках плательных и галстучных тканей. Рисунки геометрического характера присутствовали в узорном ткачестве практически всегда. Большое разнообразие рисунков на основе геометрического орнамента можно получить способом ремизного ткачества. Поэтому геометрические рисунки в жаккардовых тканях должны отличаться более сложным построением и не дублировать ремизные. В ассортименте жаккардовых плательных тканей геометрическим орнаментом оформляются в основном ткани для повседневной одежды. В ансамбле деловой одежды удобно сочетать такие ткани с гладкими полотнами или имеющими печатный рисунок с растительными, геометрическими, фантазийными, сюжетными мотивами.
В этом смысле геометрические орнаменты обладают определенной универсальностью. Наиболее выразительно выглядят рисунки геометрического характера в жаккардовых тканях мешкового переплетения. При использовании в верхнем и нижнем слоях ткани нитей контрастных цветов, например белого и черного, достигаются большая четкость и чистота рисунка, передающие контрасты черно-белой графики. В период распространения стиля оп-арт черно-белые геометрические рисунки, представляющие собой позитив и негатив на лицевой и изнаночной сторонах ткани, пользовались большой популярностью. На тканях сложных структур геометрические мотивы используются чаще всего для оформления второго плана в рисунке. Это плетенки, сетки, составленные из простых повторяющихся геометрических фигур, на фоне которых выделяются растительные или другие мотивы. Геометрические сетчатые орнаменты эффектны как в тканях с рельефной поверхностью, так и в гладких блестящих.
Широкое распространение получили геометрические рисунки для оформления тканей, предназначенных для костюмов и легкого пальто.
Автоматизированное проектирование с помощью ЭВМ позволяет разрабатывать геометрические рисунки по специально составленной программе.
Машинные рисунки отличаются математическим расчетом, чистотой графического исполнения, сложным построением и большим количеством вариантов на одну тему, чего нельзя достичь при традиционном ручном способе проектирования.
Появление на тканях (как жаккардовых, так и печатных) рисунков, выполненных автоматизированным способом, послужило основой для развития нового направления в художественном оформлении тканей - сложился стиль компьютерных рисунков. Их отличительными особенностями являются оригинальность мотивов, сложное и нетрадиционное композиционное построение, новая разработка мотивов путем смещения, наложения, размножения, зеркального отражения, рассечения и т. д. При построении рисунков широко используются правила комбинаторики, что позволяет получать большое количество вариантов на одну тему.
Геометрические рисунки в стиле компьютерной графики украшают также нарядные жаккардовые ткани. В них оригинальность мотивов и сложность исполнения подчеркиваются интересной фактурой ткани, мерцанием металлизированных нитей.
Современное звучание таких рисунков усиливает образную выразительность нарядного костюма.